Школы в Чехии

Многих родителей волнует вопрос адаптации ребенка в чешской школе, изучение языка и поиск друзей. Как все происходит в школах Чехии, в какую школу отдать ребенка и как помочь ему адаптироваться и комфортно себя чувствовать в чужой стране?
О своем опыте переезда в Чехию и обучении ребенка в чешской школе рассказала nelly-b автор блога nelly-b.livejournal.com.

Расскажите немного о себе, как долго живете в Чехии, откуда приехали, сколько было вашему ребенку лет когда вы приехали?

Мы с мужем москвичи, в Прагу приехали впервые в 1999 году в отпуск на недельку — и влюбились с первого взгляда. Поняли, что это наш город, где хотелось бы жить и — важно! — растить детей. И решили сюда переехать. Но переезд получился сложным. Сначала сюда приехал муж (2000), а я оставалась в Москве, работала и «обеспечивала тылы» на случай, если что-то не получится. Когда мы поняли, что жизнь в Праге налаживается (и когда купили квартиру), я тоже приехала, в 2002 году. Но опять-таки побоялась полностью сжигать мосты. Я как раз родила сына и была в отпуске по уходу за ребенком. Привезла его сюда почти 5-месячного, и мы жили здесь почти год. Но потом снова вернулись в Москву — мне было жаль бросать очень хорошую работу в крупном иностранном банке. Потом несколько лет я неприлично много работала, сын был с бабушкой, муж — в Праге. В первый класс сын тоже пошел в Москве. Но было ясно, что дольше такая раздельная жизнь продолжаться не может, нам надо возвращаться в Прагу как можно скорее, пока сын еще маленький, чтобы успел выучить язык как его учат дети, а не по-взрослому. Так что мы переехали в Прагу во второй раз в конце августа 2009, когда сыну еще не было 8 лет.

До того как пойти в школу ваш ребенок изучал чешский язык?

Нет. Он пришел во второй класс чешской школы, зная только «Ahoj» и «Děkuji».

Какие документы и формальности необходимо пройти чтобы отдать ребенка в школу в Чехии?

По-моему, ничего особенного. Само право на проживание в Чехии у сына было (у отца — trvalý pobyt, а несовершеннолетний ребенок как бы «прикрепляется» к нему и тоже очень легко получает этот самый pobyt). Муж пришел в школу, договорился с директором, получил от него официальное письмо, что они готовы сына взять. Я это письмо перевела на русский, отдала в московскую школу и получила документы сына — просто так, «в пространство», детей из московских школ не отпускают. Документы на чешский я переводила сама, нотариально заверенного перевода у нас не потребовали. Никаких экзаменов, собеседований или чего-то такого сын не проходил.

Как вы выбирали школу?

По совету знакомых. И школа эта — не ближайшая к нам и вообще не в Праге, а в Jesenici (правда, это тоже не очень далеко, всего 9 км от дома, но мне приходится каждый раз возить туда сына на машине). Почему такой выбор? Ближайшая к нам школа — какая-то очень навороченная, с немецким языком, чуть ли не с преподаванием ряда предметов на нем… Нам это в тот момент было немного слишком. А школа в Есенице, с одной стороны, обычная начальная школа, а с другой — это Fakultní škola Карлова университета, которая получает какой-то там грант EU для специальной программы по адаптации иностранцев. Действительно, в школе разных иностранцев учится довольно много, к ним очень спокойно относятся и дети, и учителя, никаких притеснений по национальному признаку мы там не замечали. А самое главное, там для свежеприбывших иностранцев, плохо знающих язык, есть специальные дополнительные занятия чешским. И сын на них ходил первый год. Потом перестал, потому что это было уже не нужно.
Школа нравится и мне, и сыну. На мой взгляд, в ней очень хорошая товарищеская атмосфера, особенно по сравнению с московской школой. Там сын имел большие проблемы с вливанием в класс (по-моему, там собрались какие-то особо агрессивные и неуправляемые дети, хотя школа была частная и класс был очень маленький, а у учительницы — аж два высших образования, включая психологическое, но толку от этого было мало). Здесь дети совсем другие: более дружелюбные, более спокойные, более открытые. Поначалу сыну было трудно к этому привыкнуть: после Москвы он постоянно ожидал от всех какого-то «нападения» и далеко не сразу расслабился. И мне очень понравилось, как эту проблему разрулила наша учительница. В общем, еще в течение первого года все наладилось, и теперь сын в школу ходит с удовольствием, с одноклассниками общается нормально и учится на одни колы (в том числе и по чешскому). После пятого класса подумываем в гимназию податься.
Как мы обошлись с чешским? Все-таки мы вовремя переехали. Буквально в последний момент. Дело в том, что в чешских школах 2 класс считается самым легким. Ну, первый трудный хотя бы потому, что он первый — привыкание к школе вообще, в классу, к учительнице… В третьем начинается какая-то более-менее сложная грамматика. А второй — почти халява. Именно поэтому нас взяли после первого класса во второй без потери года. Вместе с нами пришла в школу русская девочка (тоже без знания языка), так ее убедили остаться во 2 классе на второй год — исключительно из-за языка.
Первые месяцы, конечно, нам было очень сложно. Сын даже латинские буквы знал не очень твердо. Но мы с ним очень много трудились (и это счастье, что я не работаю, иначе бы просто не справилась). В том числе, я регулярно читала его учебники — те темы, которые будут в ближайшее время, и на каждой странице приклеивала стикеры с переводом незнакомых слов. Чтобы он на уроке хотя бы понимал, что в учебнике написано. Постепенно он стал возмущаться, что я пишу ему уже знакомые слова. Когда незнакомых слов почти не осталось, я это дело прекратила. Ну, и уроки поначалу мы с ним делали вместе, я — как переводчик, постоянно помогала и направляла. Примерно через полгода сын как-то внезапно заговорил. Когда он вдруг в классе рассказал наизусть какой-то стих (а его даже не спрашивали, он сам вызвался), весь класс зааплодировал! И за первое полугодие ему поставили кол по чешскому — за особые успехи, обычно в таких случаях детей-иностранцев в первое полугодие по чешскому вообще не аттестуют.
Сейчас сын закончил 4 класс, говорит по-чешски без акцента (его часто за чеха принимают, пока не услышат совершенно не чешское имя), хотя словарный запас, конечно, похуже, чем в русском. С другой стороны, у них в прошлом году был какой-то тест на словарный запас, и сын неожиданно занял 3 место в классе. Ну, и это наше семейное хобби, о котором я в ЖЖ пишу — поиски привидений — это ж я неспроста выдумала. Это ж только антураж, для большей привлекательности, а на самом деле мы исподволь, но довольно подробно изучаем географию, историю и культуру Чехии. И это тоже помогает сыну в школе! Но мы понимаем, что для гимназии всего этого мало, и продолжаем заниматься. Сейчас, например, у нас идет длинная игра в чешские слова, на все каникулы — тоже мной придуманная. Хотя дома в быту мы говорим только по-русски, читаем русских книг больше, чем чешских.
Тем не менее в последнее время появилась и противоположная проблема: сын иногда в разговорном русском допускает «чехизмы». Хотя я за этим слежу и его поправляю, и русским мы с ним занимаемся сами дома регулярно, по стандартным школьным учебникам, привезенным из Москвы.
Но все-таки можно сказать, что русский и чешский моему сыну как бы взаимно помогают. Знания одного языка пригождаются в другом. И ему это очень интересно — сопоставлять два языка (и мне тоже).

Часто в течении учебного года школьников куда-то водят, возят? Концерты, театры, экскурсии?

Да. И мне это очень нравится — я и сама участвовала в некоторых таких поездках, могу судить. Школа постоянно сотрудничает с какой-то организацией (к сожалению, не знаю названия), которая делает автобусные экскурсии с опытными экскурсоводами, специально подготовленными для работы с детьми, они детям уже хорошо знакомы и ими горячо любимы. Это очень интересно и увлекательно. В Москве ничего подобного у нас не было, экскурсии какие-то были, но это просто небо и земля! Но учительница и сама придумывает свои экскурсии и прогулки. Например, однажды я с их классом ходила на прогулку по центру Праги (меня учительница попросила помочь пасти этих тараканов). И тоже было очень хорошо! Учительница много интересного о городе рассказала и еще раздала всем листы с заданиями: надо было не просто по улицам ходить, но по дороге искать ответы на разные вопросы. Но и не только это. То учительница ведет их в ближайший лес — изучать природоведение живьем. То у них «Кошачья неделя». То «День домашних любимцев», когда можно в школу принести своего хомяка-кролика-щенка и похвастаться. То ночевка в школе — прямо в классе, на полу, в спальных мешках. То еще что-нибудь этакое… В общем, жить им интересно, и отношение к школе гораздо более позитивное, чем, например, было у нас.
И плюс есть еще такое общечешское явление, как «школа в природе». Я про это довольно подробно писала в ЖЖ.

Есть ли в школе где учится ваш сын продленка и какие-то внеклассные занятия?

Насколько я знаю, во всех чешских начальных школах есть такая штука — «дружина». Это почти аналог нашей продленки. Дети туда могут приходить и рано утром (если родители, например, уходят на работу задолго до начала школьного учебного дня), и после уроков. Обычно на дружину ходит практически весь класс, мало кто отказывается. Дружина платная, но очень дешевая (250 крон в месяц, что ли). На дружине дети ходят обедать (школьные обеды дотированные, очень дешевые, около 20-25 крон, но вполне съедобные — я пробовала), общаются, играют (в игровой комнате или в спортзале), гуляют (в нашей школе большой хороший двор и детская площадка), посещают разные кружки (кружки, как правило, платные, стоимость разная, в зависимости от кружка, но обычно около 1000 крон за полугодие), кому надо подтянуться — дополнительные занятия по предметам, но домашних заданий там обычно не делают. Дружина работает часов до 5-6 вечера, но обычно уже часа в три большинство детей расходится по домам.
Кроме того, именно в нашей школе, прямо в том же здании, есть не только набор кружков, но и так называемая «начальная художественная школа», где учат по нескольким направлениям: изобразительное искусство, музыка, танцы и театр. Но мой сын туда не ходит, поэтому подробностей не расскажу.

Как часто учителя общаются с родителями, собирают родительские собрания?

Традиционно в школе в начале каждого полугодия проводится родительское собрание. Там в основном решаются общеклассные организационные вопросы. И еще дважды в год, ближе к концу полугодия, бывают так называемые «встречи втроем»: ребенок, родитель и учитель. На таких встречах очень подробно, обстоятельно и доброжелательно (я бы даже сказала, деликатно) разбираются достижения этого ребенка и его слабые места, проблемы, над которыми надо поработать. И родители имеют возможность задать любые вопросы. Плюс всегда можно обратиться к учителю индивидуально, договориться о разговоре в удобное время — у нас за 3 года было две учительницы, обе на такие контакты шли очень охотно и открыто. А нынешняя учительница вообще завела сайт класса, и общаться с ней теперь можно и через сайт, что многие и делают, не только родители, но и ученики.

В чешских школах собирают с родителей деньги на ремонт класса или какие-то другие нужды школы?

Нет. Но когда мы поступали в школу (а ведь мы формально не относимся к этой школе, живем далеко, и нас запросто могли и не взять!), практичный директор вежливо попросил внести некий спонсорский взнос — не деньгами, а «натурой». Как мы потом узнали, он это у многих родителей просил, у всех разное — в зависимости от текущих потребностей школы. И это было официально оформлено договором от имени школы.
Но я не знаю, насколько такая практика обычна для всех чешских школ. Может, это только наш директор такой хитрющий и умеет себе цену набить? Как бы то ни было, директор молодец, и мне он нравится. Действительно, хороший хозяин, все у него функционирует, вертится, улучшается, вечно какие-то деньги из EU поступают, какие-то гранты, программы, гости из-за границы…

Учебники и рабочие тетради родители приобретают самостоятельно?

Учебники, как и в российских школах, выдают из школьной библиотеки с последующим возвратом — бесплатно. Рабочие тетради и всякие канцтовары нужно покупать. Можно бы и самостоятельно, но в нашем классе предпочитают скинуться в «классный фонд» и изрядную часть вещей покупать централизованно оттуда. Чтобы гарантированно на всех и вовремя, чтобы точно то, что надо, плюс оптом вроде как дешевле получается. Отчет о тратах из «классного фонда» учительница регулярно представляет. Как правило, в конце года там что-то остается, и общим решением остатки тратятся на какую-нибудь экскурсию или что-то в этом роде.

В чем плюс обучения ребенка в гимназии, а не в обычной школе?

Сначала надо определиться, что такое гимназия и что такое «обычная» школа. Гимназия дает среднее образование, со сдачей «матуритных» экзаменов и получением аналога нашего аттестата зрелости, который дает право поступать в вузы. «Обычная» школа — это вообще-то школа начальная. Она так и называется: «základní». Если проводить аналогии с советскими школами, в которых мы сами учились, то «обычная» начальная школа — это как восьмилетка. А гимназия — это как 10-летнее среднее образование.
Только в Чехии сроки немного другие. :)
Начальная школа — это 9 лет, состоит из 2 ступеней (1-5 классы и 6-9). Гимназии прямо с первого класса не бывают, малышей там вообще нет. Есть разные программы: 8-летняя (туда поступают после 5 класса начальной школы) и 4-летняя (соответственно, после 9). Есть и 6-летние программы, но их мало и это обычно для специализированных гимназий с каким-нибудь «уклоном», типа музыкального или языкового, когда часть уроков на чужом языке. Многие гимназии предлагают одновременно и 4-летние, и 8-летние программы. Но это РАЗНЫЕ программы и разные классы. Дети, поступившие после 9 класса, не присоединяются к детям, которые после пятого уже 4 года проучились, а учатся параллельно. Таким образом, с гимназией получается 13 лет школьного обучения. По-моему, это несколько глубже, чем обычная советская 10-летка.
Поступить в гимназию непросто — нужно сдавать самые настоящие экзамены и пройти по конкурсу. Экзамены обычно письменные, по чешскому, математике и… как бы это поточнее назвать… «общему развитию», что ли. В некоторых есть экзамен по английскому. Экзамены сдаются весной, еще до окончания учебного года. Можно сдавать параллельно в 2 гимназии, а потом, если поступишь в обе, выбрать.
Гимназии есть государственные (бесплатные) и частные (понятно, что платные). Но качество образования зависит, в общем, не от этого, а от самой гимназии.
Если в гимназию не поступать, то после 9 класса начальной школы дети идут в средние специальные учебные заведения: типа наших училищ, колледжей и т.п. После них, кажется, тоже можно сдать «матуритные» экзамены, но это необязательно. По крайней мере, я знаю нескольких взрослых человек, которые в свое время получили среднее специальное образование, но без «матуриты», а теперь хотят поступить в вуз и для этого вынуждены специально готовиться и сдавать эту самую «матуриту».
В общем, если ответить на ваш вопрос кратко, то плюс гимназии в том, что после нее легче поступить в вуз.

У вашего ребенка не было проблем с общением со сверстниками? Сейчас уже есть хорошие друзья?

В общем, не было. Я уже раньше упоминала, что в школе никаких притеснений по национальному признаку мы не встречали. Но были небольшие психологические проблемы лично моего ребенка, возникшие из-за негативного опыта обучения в московской школе. И эти проблемы мы с учительницей довольно быстро и эффективно разрешили.
«Хорошие друзья» — это вопрос неоднозначный. Мой сын сам по себе не слишком компанейский человек с нестандартными интересами. Ему вообще нелегко найти близких друзей-единомышленников в любом коллективе. Но тем не менее, отношения с одноклассниками у него вполне дружелюбные, в школу и на дружину он ходит с удовольствием и там один в углу не сидит, а нормально общается, играет и т.п.
С другой стороны, это не само собой получилось. Я тоже прикладываю к этому определенные усилия, помогаю по мере возможностей создать позитивный образ сына у одноклассников. Часто придумываю что-то, что, вероятно, самому сыну и в голову бы не пришло. И это очень помогает.
Как один из примеров: в очередной приезд в Москву мы накупили там много тульских пряников и, договорившись с учительницей, устроили в классе дегустацию. В Чехии же тоже есть своя традиция медовых пряников, но они немного другие. Было интересно сравнить. А пока все жевали, сын немного рассказал про Тулу и про пряники. Информацию мы вместе в интернете искали, сам он бы не сообразил это сделать. Ребятам было интересно послушать, а еще аромат пряников унюхал лично директор и тоже заявился на дегустацию. В общем, для сына все сложилось очень удачно. :)
Или взять ту же Кошачью неделю, на которую я уже ссылалась. Она тоже существенно подняла авторитет сына в классе. И понятно, что без моей помощи он бы вряд ли справился.
В общем, хочешь хороший результат — будь любезен над этим поработать. Как всегда.


Похожие темы:
Клуб русскоязычных мам в Чехии — МамаГуру
Чем занять своего ребенка, какой кружок выбрать и где всё это найти в Праге
«Легенды и истории старой Праги». Интервью с автором книги Галиной Пунтусовой
Курсы чешского языка при благотворительной организации
Я желаю тебе…

Комментарии в социальных сетях

Добавить комментарий

Имя: (обязательно)

Email: (обязательно) Например - а@a.com

Адрес сайта:

Ваш комментарий: (обязательно)