Фуникулёр в Праге : Записки Николетты - Блог о Чехии

Фуникулёр в Праге

Пражский фуникулёр на Петршине — один из излюбленных видов транспорта туристов и пражан. Фуникулёр перевозит пассажиров на вершину холма Петршин, длина рельсового пути составляет 510 метров, он состоит всего из трёх станций. Нижняя станция Уезд (чеш. Újezd), промежуточная — Небозизек (чеш. Nebozízek) и верхняя станция Петршин (чеш. Petřín).

Фуникулёр в Праге

Не в каждом городе встретишь фуникулёр, поэтому этот вид общественного транспорта, а фуникулёр на Петршине обслуживается Пражским управлением транспорта, делает его местным достоянием. К тому же с вагончика фуникулёра открывается красивый вид на Прагу, да и идти в гору — удовольствие сомнительное, куда легче потом с неё спускаться. Поездка на этом фуникулёре длится всего несколько минут, оплата проезда — как и в любом другом городском транспорте, если у вас есть уже действующий проездной или билет, то можете воспользоваться им. О проезде в общественном транспорте Праги можете прочитать здесь → Проезд в Праге. Интервал между движением 10-15 минут, частенько в выходные дни там стоит очередь (имейте это в виду), правда, она двигается довольно быстро, так что не отчаивайтесь. Если при входе в вагон фуникулёра у вас не спросили билет, то не стоит радоваться — скорее всего, его спросят на выходе, пытаться прокатиться «зайцем» не стоит.

Фуникулёр в Праге

Фуникулёр в Праге

Фуникулёр в Праге

Фуникулёр в Праге

История строительства фуникулёра

Строительство фуникулёра началось в 1891 году. За время своего существование его работа была дважды приостановлена, а также фуникулёр дважды реконструировался. Историю этой пражской достопримечательности можно разделить на три периода.

Первый период 1891 — 1921

Предложение построить в Праге фуникулёр на Петршинском холме поступило от Общества обзорной башни на Петршине, которое возникло по инициативе Вратислава Пасовскего, который являлся первым его председателем, а также Вилема Курца. В 1889 году они приняли участие в экспедиции 363-х чешских туристов в Париж, во время которой были настолько очарованы Эйфелевой башней, что решили построить подобную башню на холме Петршин. Для этого они вложили часть средств в фонд для строительства смотровой башни. В 1890 году Курц опубликовал статью о Петршинской башне на холме, там он упомянул фуникулёр.
Строительство фуникулёра началось в феврале 1891 года, главной его функцией было доставлять людей к смотровой башне на холме. Фуникулёр и смотровая башня были построены к Юбилейной выставке Праги.
Два вагона, изготовленные фирмой Ringhoffer, были доставлены на пути 6 и 10 июля (по другим данным — 7 и 9 июля) 1891 года, а уже 13 июля была совершена первая пробная поездка. Официальная комиссия провела техническую экспертизу фуникулёра 25 июля, а в 15 часов этого же дня там уже ездили пассажиры.
На момент своего создания фуникулёр выглядел иначе, он был не таким, каким мы знаем его сегодня. Верхняя, конечная станция находилась около станции Небозизек, промежуточной станции не было. Нижняя станция располагалась по-другому. Вагоны того времени приводились в движение при помощи воды. В цистерны, расположенные в вагоне наливали столько воды, чтобы он был тяжелее нижнего вагона с пассажирами.
Движение по пути длиной 396,5 метров занимало 6 минут. За проезд на фуникулёре в 1891 году пассажиры платили 12 крейцеров, за проезд вниз — 6 крейцеров, а за билет туда и обратно — 15 крейцеров. В течение следующих лет цены изменились. Фуникулёр осуществлял движение целый год, зимой в середине 90-х — только в выходные дни, а зимой 1895-1896 года не работал, потому что из-за сильных морозов была проблема с замерзанием воды в вагонах. Работа фуникулёра осуществлялась без изменений вплоть до Первой Мировой войны, тогда же было выдвинуто предложение по его электрификации, потому что система с водой была несовершенна и имела недостатки с водоснабжением и работой в зимнее время. Движение фуникулёра, очевидно, было остановлено в 1914 году. После окончания войны движение осуществлялось примерно в 1919-1920-х годах. В 1921 году фуникулёр был закрыт, поводом послужил недостаток воды из-за расторжения договоров с водопроводными станциями. Дорога зарастала травой, а вагоны неподвижно стояли на обеих станциях несколько лет, постепенно всё пришло в упадок.
Длина пути в первый период своего существования составляла 396,5 метров, её примерный склон — 267‰, фуникулёр преодолевал высоту в 102,2 метра. В то время это был самый длинный фуникулёр такого вида в Австро-Венгрии. Дорога была трёхколейной, шириной 1000 мм, посередине пути находилась стрелка на расстоянии 68 метров. В качестве одного из элементов безопасности была использована Абтова система, которая удерживала вагоны в случае самопроизвольного спуска.
Вагоны состояли из четырех отделений, они были изготовлены фирмой Ringhoffer, вместительностью 50 пассажиров. Вагоны были 6 метров в длину и 2 метра в ширину. В нижней части вагона находился резервуар для воды.

Фуникулёр в Праге

Фуникулёр в Праге

Фуникулёр в Праге

Второй период 1932 — 1965

Фуникулёр не функционировал долгое время, пока 2 марта 1931 года он не был переведён в распоряжение Электрической компании Праги. В связи с предстоящим физкультурным слётом в 1932 году фуникулёр должен был выполнять свою функцию, поэтому его электрифицировали и продолжили путь до Голодной стены на Петршине.
Новые проекты по реконструкции фуникулёра были предложены сразу несколькими фирмами. В одном из них было предложено снести существующее барочное здание станции и заменить на новое. В итоге 31 октября 1931 года был принят проект от ČKD (Českomoravská Kolben-Daněk).
Строительство нового фуникулёра, в котором приняли участие только пражские строители, началось 4 ноября 1931 года. Обе станции были снесены, демонтированы рельсы и вагоны. Два новых вагона, изготовленные также компанией Ringhoffer, были доставлены 3 и 10 мая 1932 года. В конце мая и в начале июля этого же года прошли пробные поездки, официальная техническая комиссия провела экспертизу, и 5 июля 1932 года была начата регулярная перевозка пассажиров.
Промежуточная станция Небозизек была запущена лишь через месяц 9 июля. Фуникулёр работал целый год, проезд занимал 4,5 минуты без остановки на станции Небозизек. Его работа была приостановлена в 1938 году во время мобилизации на один месяц, а потом в конце войны в 1945 году на четыре месяца. Во время войны проводился ремонт пути, зданий станций и замена тросов, было это по большей части во время Спартакиад, когда ожидалось большое количество пассажиров.
7 июня 1965 года из-за длительных дождей произошел размыв почвы, в результате чего было нарушено движение фуникулёра (первое предупреждение о плохом состоянии опорной стены было еще в 1961 году). Работа фуникулёра была немедленно остановлена, и 11 июля 1965 года был издан приказ по работе над защитой и безопасностью. Транспортная компания решила провести реконструкцию петршинского фуникулёра и поменять вагоны на новые. Поэтому уже осенью 1965 года на обеих станциях остались лишь шасси от вагонов, а сам корпус вагонов был уничтожен. В этот период фуникулёр приходит в упадок, однако добровольцы не теряли надежду на её восстановление и сохранили электрооборудование и другу технику фуникулёра в хорошем состоянии.
Длина пути во второй период своего существования составляла 511 метр, склон — 298‰, фуникулёр поднимался на высоту 130,34 метров. Ширина колеи составляла 1435 мм, путь был двухколейным, вместо предыдущего трехколейного, со стрелочным переводом, Абтовой системой.
Вагоны были 12000 мм в длинну, 2468 в ширину и 3400 мм в высоту. Вагоны состояли из 4 отделений и двух закрытых, общей вместительностью 35 сидячих и 70 стоячих мест. Скорость — 4м/с. Движение было полностью автоматизировано.

Фуникулёр в Праге

Фуникулёр в Праге

Фуникулёр в Праге

Третий период от 1985 года

В 1981 году были проведены ремонтные работы на Петршинском склоне, после чего было решено провести обновление и ремонт фуникулёра. Строительство было начато в 1983 году. Главное изменение коснулось вагонов, также была обновлена колея. Новые вагоны были привезены 7 февраля 1985 года, 9 мая 1985 года была проведена пробная поездка без пассажиров. 15 июня 1985 года фуникулёр был открыт для пассажиров, а 19 июля этого же года была введена в эксплуатацию промежуточная станция Небозизек. С тех пор фуникулёр работает неизменно круглый год, проезд от нижней станции и до Петршина занимает 3 минуты (с остановкой на Небозизке).
В 2011 году фуникулёру на Петршине исполнилось 120 лет.

Фуникулёр в Праге

Фуникулёр в Праге

Фуникулёр в Праге

Фуникулёр в Праге

Оплата проезда на фуникулёре

На фуникулёре действуют билеты на общественный транспорт Праги. При входе необходимо пробить билет в компостере, если билет у вас уже действует (на 24 часа и больше), то его необходимо иметь при себе, обычно при входе или выходе на фуникулёр стоят контролеры.
На верхней и нижней станции есть автоматы по продаже билетов, они принимают только монеты.

Фуникулёр в Праге

Как добраться до фуникулёра на Петршине

Фуникулёр находится в районе Мала Страна около трамвайной остановки «Уезд» (Ujezd), добраться туда вы можете на трамваях №6, 9, 12, 20, 22.


Похожие записи:
Проезд в Праге
Собор Святого Вита
Астрономические часы в Праге
Еврейская Прага
Черный театр в Праге

Комментарии в социальных сетях

2 Комментариев на «Фуникулёр в Праге»

Добавить комментарий

Имя: (обязательно)

Email: (обязательно) Например - а@a.com

Адрес сайта:

Ваш комментарий: (обязательно)