Антонин Дворжак
Антонин Леопольд Дворжак (1841-1904) — один из самых известных чешских композиторов, представитель романтизма.
Его произведения входят в традиционный репертуар крупных оркестров во всём мире. А мелодичность пленит слушаетелей и по сей день.
Антонин Дворжак прославился своими симфониями, инструментальными концертами и вокально-инструментальными композициями, а также камерной музыкой и операми.
Родители
Прадед Антонина Дворжака Ян Дворжак (1729-1777) был крестьянином, он родился и умер в Тржеборадице (сейчас часть Праги), а дед Антонина, Ян Непомук Дворжак, родился в Тржеборадице в 1764 году. В 1818-1824 и 1830-1838 годах в Нелагозевси в доме №24 у него была мясная лавка. У него и его жены Анны, в девичестве Бобкова, было 14 детей. Дед композитора умер в Нелагозевси в 1842 году, а его жена в 1848. У него был также арендованный магазин в Држинове, где в 1814 году родился Франтишек Дворжак, отец композитора.
Отец композитора выучился на мясника, а потом на 8 лет ушел на «службу» на Мораву и в Венгрию. После своего возвращения в 1840 году он женился на Анне Зденьковой (1820-1882), которая приехала из Ух (район Кладно) и была дочерью приказчика поместья Лобковичей. Чтобы открыть свою мясную лавку пара арендовала в Нелагозевси дом №24, а позже №12.
Детство и ранние годы
В Нелагозевси в доме №12 у супругов Франтишка и Анны Дворжаковой 8 сентября 1841 года родился Антонин, первый из их восьми детей. В 1847 году Антонин Дворжак стал ходить в школу, под руководством учителя Йозефа Шпитзе он стал играть на скрипке. Изначально отец композитора планировал для него работу мясника.
В 1853-1856 годах молодой Антонин побывал в городке Злонице, там его принял местный учитель и органист Антонин Лейхманн. Вместе с учителем Дворжак изучал музыкальную теорию, а также играл на скрипке, фортепиано и органе.
В свои 16 лет (1857 год) Антонин Дворжак уезжает в Прагу, учится в школе органистов, которую закончил в 1859 году. С 1962 года он играет на альте во Временном театре, а его дирижером с 1866 года становится Бедржих Сметана. В этом оркестре Дворжак остается до 1871 года.
Чтобы увеличить свои доходы молодой музыкант давал уроки игры на фортепиано. Так он знакомиться со своей будущей женой. Сначала он влюбился в свою ученицу Жозефину Чермакову, но она не разделяла его чувства, позже она вышла замуж за графа Вацлава Роберта из Коуниц. В 1873 году Антонин Дворжак женился на младшей сестре Жозефины Анне (1854-1931).
У них родилось 9 детей:
Отакар (4 апреля 1875 – 8 сентября 1877) умер от оспы;
Жозефа (19 августа 1875 – 21 августа 1875);
Ружена (18 сентября 1876 – 13 августа 1877) умерла от отравления фосфором;
Отилие (6 июня 1878 – 5 июля 1905) в 1898 году вышла замуж за ученика Дворжака, композитора Йозефа Сука. 1 сын;
Анна (13 января 1880 – 10 сентября 1923), муж Йозеф Соботка, 2 детей;
Магдалена (17 августа 1881 – 25 марта 1952) концертная певица, муж Карел Шантичек, бездетная;
Антонин (7 марта 1883 – 20 июня 1956) жена Юлие Яноушкова, бездетный;
Отакар (9 февраля 1885 – 15 сентября 1961), в 1960 году издал книгу о своём отце Антонине Дворжаке. Жена Мария Шрамкова, 2 детей;
Алоисия (4 апреля 1888 – 28 апреля 1967) муж Йозеф Фиала, 4 детей.
Начало творчества
Начало творчества Антонина Дворжака было задокументировано в 1861 году. Правда, его первые попытки не получили большого внимания общественности. После свадьбы он работал органистом в костёле святого Войтеха в Новом городе.
На творческий путь композитора повлиял его пражский земляк, музыкальный критик, работающий в Вене Эдуард Ханслик. В 1877 году он сообщил Дворжаку, что его работы привлекли внимание известного деятеля музыкального романтизма, композитора Иоганнеса Брамса, который в последствии рекомендовал его берлинскому музыкальному издателю Фрицу Зимроку. Так в 1878 году Антонин Дворжак написал свою первую серию «Славянских танцев», которая получила очень хорошую критику, в том числе и от самого Ханслика. С Брамсом Дворжак долгое время оставался в дружеских отношениях. Он посетил его на смертном одре, а потом присутствовал на похоронах, которые прошли 6 апреля 1897 года.
Семья Антонина Дворжака часто гостила у графа Вацлава Роберта из Коуниц в замке в Высоке-у-Пршибрама. Здесь он впервые жил в усадьбе графа, который был его зятем. Позже он купил себе овчарню с амбаром в восточной части деревни. Амбар он перестроил в свою летнюю резиденцию, где в последствии он поселился, развел голубей и сочинял музыку.
Кроме создания музыки он успешно дирижировал свои сочинения. В 1884 году его позвали в Лондон в Альберт-холл, для того чтобы он дирижировал свою Stabat Mater, вокально-инструментальное сочинение, написанное после смерти одной из его дочерей. На концерт пришло 12 тысяч зрителей. Его выступление было очень хорошо встречено публикой, после чего он приобрел прочные связи на английской сцене. Такой успех мотивировал его на создание новых вокально-инструментальных композиций.
«Реквием» Антонина Дворжака впервые прозвучало в 1891 году в Бермингеме под руководством композитора и стало кульминацией его деятельности. Чешская премьера прошла в Национальном театра в Праге в апреле 1892 года.
Благодара своим достижениям он был удостоен звания почетного доктора в Праге и в Кембриджском университете.
Антонин Дворжак дружил с русским композитором Чайковским, который в 1890 году позвал его выступить в Москве и Санкт-Петербурге.
Приглашение в Америку (1892-1895)
В 1892 году Дворжак получил письмо из США. Основательница Американской национальной консерватории в Нью-Йорке Джанетт Турбер приглашала его стать директором её учреждения. Изначально он сомневался, но потом принял её предложение. Его проживание в Америке в период 1892-1895 годах принесло ему ещё больше внимания и мировую известность.
Главной задачей композитора в США было найти лицо американской музыки. По его словам это должно было быть вдохновением от индейской и афро-американской музыкой. Его ученик Гарри Берли, один из первых чернокожих композиторов, познакомил его с американской музыкой в стиле спиричуэл.
Из-за проблем с выплатой гонорара Антонин Дворжак возвращается в Прагу, в этом сыграла свою роль тоска по дому и его растущая популярность в Европе.
Последние годы
После возвращения в Чехию Дворжак в основном отдыхал с семьей в Высоке-у-Пршибрама. Именно здесь он сочинил свои самые известные оперы – «Русалка» и «Армида». В этот период он был вдохновлен чешским фольклором.
В 1895 году Дворжак стал профессором Пражской консерватории, где обучал таких выдающихся чешских композиторов как Витезслав Новак, Оскар Недбал и Йозеф Сук старший. Йозеф Сук позже познакомился и женился на дочери Дворжака Отилии.
Творчество Антонина Дворжака было отмечено не только дома, но и за рубежом. Густав Малер и Ганс Рихтер способствовали его пуполярности концертами в Вене. Джозеф Йоахим и Ганс фон Бюлов популяризировали его музыку в Германии, Джозеф Барнби и Александр Маккенззи в Англии.
60-летие композитора Антонина Дворжака в 1901 году стали национальным событием.
Чуть раньше, в апреле 1901 года, австрийский император Франц Иосиф I дал ему звание рыцаря (Риттер фон Дворжак). Он стал членом Палаты общин Исператорского совета в Вене. В 1901 году Дворжак стал преемником Антонина Бенневица на посту директора Пражской консерватории.
Антонин Дворжак умер после пяти недель болезни 1 мая 1904 года от инсульта. 5 мая он был похоронен на Вышеградском кладбище. Он оставил после себя большое количество произведений и несколько неоконченных работ.
В 1932 году в Праге был открыт музей Антонина Дворжака.
Адрес музея: Ke Karlovu 462/20, 120 00 Nové Město
Интересные факты
Кроме музыки Антонин Дворжак любил разводить голубей, а также ему нравились железные дороги. Он страдал агорафобией, которая в конце жизни усилилась.
Пражские криминалисты сделали анализ ДНК внука композитора Антонина Дворжака (1929-2017) сына Отакара Дворжака и выяснили, что предки Дворжака по мужской линии были выходцы из Казахстана или Пакистана.
Произведения Антонина Дворжака
Симфонии
Симфония №1 до минов В.9
Симфония №2 си-бемоль мажор ор. 4
Симфония № 3 ми-бемоль мажор op. 10
Симфония № 4 ре минор op. 13
Симфония № 5 фа мажор op. 76
Симфония № 6 Ре мажор op. 60
Симфония № 7 ре минор op. 70
Симфония № 8 соль мажор op. 88 .
Симфония № 9 ми минор op. 95 «Из Нового света»
Оперы
«Альфред» (Alfred, 1870).
«Король и угольщик» (Král a uhlíř, 1871, вторая редакция 1874, третья 1887).
«Упрямцы» (Tvrdé palice, 1874).
«Ванда» (Vanda, 1875, вторая редакция 1879, третья 1883).
«Хитрый крестьянин» (Šelma sedlák, 1877).
«Димитрий» (Dimitrij, 1881—1882, вторая редакция 1883, третья 1885, четвёртая 1894—1895).
«Якобинец» (Jakobín, 1887—1888, вторая редакция 1897).
«Чёрт и Кача» (Čert a Káča, 1898—1899).
«Русалка» (Rusalka, 1900).
«Армида» (Armida, 1902—1903).
Симфонические произведения
Концерт для виолончели ля мажор (1865), оркестрован Г. Рафаэлем (между 1925 и 1929) и Я. Бургхаузером (1952).
Концерт для фортепиано с оркестром соль минор (1876).
Концерт для скрипки с оркестром ля минор (1878).
Концерт для виолончели с оркестром си минор (1894—1895).
Девять симфоний, в том числе № 5 «Из Нового Света» (1893).
Пять симфонических поэм: «Водяной», «Полуденица», «Золотая прялка», «Голубок», «Богатырская песнь» (1896—1897).
Пять увертюр, в том числе «Моя Родина» (1882) и «Гуситская» (1883).
Серенада для струнного оркестра (1875).
Вокальные и хоровые произведения
Оратория «Святая Людмила» (1886), первая оратория в истории чешской музыки
Stabat Mater (1877).
Реквием (1890).
Кантаты, в том числе Te Deum (1892).
Месса ре-мажор (1892).
«Моравские дуэты» (1876), вокальные дуэты с фортепиано.
«Библейские песни» (1894) с фортепиано, позже композитор оркестровал пять песен из 10 (1895), остальные оркестрованы В. Земанеком.
Камерные произведения
Четырнадцать струнных квартетов, в том числе № 12 «Американский».
Три струнных квинтета, в том числе № 3 «Американский».
Шесть фортепианных трио, из которых сохранились четыре, в том числе Трио Ми минор «Думки» B166, Op. 90 (1891 г.)
Фортепианные произведения
Две тетради «Славянских танцев» (1878 и 1886) для фортепиано в четыре руки (позже оркестрованы). Фортепианные циклы «Силуэты», «Поэтические картины, а также «Из чешского леса» в четыре руки.
—
Похожие записи:
Известные чехи
Музей Альфонса Мухи в Праге
Павел Павел, тайна острова Пасхи
Мадлен Олбрайт
Скульптура «Писающие мужчины»