Елена Долгова — иллюстратор в Австрии. Первая часть.
С Еленой Долговой я встретилась в Вене прошедшим октябрём. Она уже несколько лет живет в столице Австрии, получила вид на жительство и сейчас продолжает работать иллюстратором в Европе. О её работе и жизни в Вене мы и побеседовали.
Елена Долгова родилась в Екатеринбурге, закончила Уральскую архитектурно-художественную Академию, факультет дизайна одежды. До переезда в Вену жила в Екатеринбурге, Санкт-Петербурге и Москве. Елена стала популярным иллюстратором благодаря интернету, где она выкладывала свои работы. Именно тогда её и заметил арт-директор студии «JetStyle» из Екатеринбурга, который искал художника для иллюстрации местных журналов. Так Елена еще на 4-м курсе стала сотрудничать с журналом «Я-покупаю». Через год ей поступило предложение от студии Артемия Лебедева. Таким образом, с 2003 года Елена стала удаленно работать в его студии. Вот уже больше десяти лет Елена Долгова занимается иллюстрацией, а не так давно переехала жить в Вену.
Вы учились на факультете дизайна одежды, а сейчас продолжаете этим заниматься?
Шью только разве что для себя, подруг и родителей. На промышленный уровень — нет, потому что это сразу привязывает к производству, требует больших денежных вложений, уже никуда не уедешь, не расслабишься. Этим надо жить. То, что ты одну коллекцию произвел, а вторую сделал через два года — это не считается. Надо регулярно, раз в полгода создавать коллекции, иначе байеры потеряют интерес и покупатели тоже забудут кто ты такой. Если попадаешь в этот цикл, то из него уже — никуда.
Но скучаете по этому?
Да, скучаю по всему этому. Но вот сил заниматься этим пока в себе совершенно не нахожу. Для такого дела в партнеры нужен хороший менеджер, который организует производственную часть, найдет, куда все это сбыть. Когда все от идеи до производства и реализации делаешь сам – то радости никакой это не приносит, только самому процессу вредит.
Когда работаешь на клиента в ателье, то скорее получается: «Чего изволите?», ты уже не делаешь то, что хочешь сам. Промышленная коллекция для любого дизайнера одежды — мечта.
В те времена, когда я заканчивала институт, в России еще и индустрии модной-то никакой не было, все так что-то на коленке мастерили.
Я бы игрушками мягкими с удовольствием занялась. Периодически делаю их, но редко.
Игрушки, наверное, проще делать в мелких масштабах, чем одежду?
Но тоже трудно с реализацией. Можно больше ничем не заниматься, только ходить и штурмовать магазины, в которые сдал, чтобы деньги с продаж получить. Отправлять поштучно партию по почте покупателям тоже печальный вариант.
Реально заниматься и виниловыми игрушками в маленьких объемах?
Да, вполне реально. Но это тоже вложения, которые не скоро вернутся.
Но это можно делать в любом месте или заказывать только где-то в Китае?
В Китае. Если не боитесь рисковать, что китайцы не пришлют вам брак, то можно договариваться по интернету. Но нормальная практика прилететь туда и отследить производство.
В Австрии виниловые игрушки не производят?
Всё производство сейчас в Китае. Тут вообще мало чего производят, в Германии больше всего, чем в Австрии. Австрия — это аграрная страна в основном, еще химическая промышленность неплохо развита.
Работы каких художников производят на вас наибольшее впечатление?
Из художников непосредственно очень повлиявших на меня могу назвать Климта, Билибина, Шиле, Муху. А восхищаюсь очень многими художниками в основном классической школы. Нравится чешская графика. Считаю чешскую школу графики самой сильной в Европе, на втором месте для меня — Польша.
А как вам австрийская художественная школа?
Я ходила вольным слушателем в Венскую Академию Художеств и общалась с коллегами из других Школ и была поражена тем, что рисовать их тут практически не учет. Даже когда они сдают вступительные экзамены, они не рисуют. В России, если не нарисуешь, к примеру, античную голову на экзамене, то не поступишь. Здесь приходят поступать люди, которые рисовать не умеют и сдают практически весь экзамен в письменном виде. Им дают задания, и они должны разработать какие-то актуальные концепции в основном на всякие политические темы. Просмотр папки с работами тоже есть, но там уделяется больше внимание не на технику, владение материалами и т.п., а на актуальность тем, которые видны в творчестве абитуриента.
Такой подход — это плохо или хорошо?
С одной стороны хорошо, если человек хочет работать, к примеру, креативным или арт-директором. А когда ты — иллюстратор, то это тебе немного принесет, потому что клиент от тебя хочет хорошо нарисованный конечный продукт, а когда человек не умеет рисовать, то он просто не сможет этого сделать.
Мне кажется, что если бы совместить российскую и западную школу, то это было бы идеально.
Как вы считаете, имеет ли смысл получать художественное образование в Австрии или достаточно российской системы образования?
Смотря, чем хочет заниматься человек. Я бы порекомендовала Академию прикладных искусств для графических дизайнеров, а если кто-то хочет учиться именно рисовать, то лучше на родине. Если цель научиться создавать концепции или заниматься дизайном одежды, то для этого лучше получить образование в Европе.
По-вашему мнению российское образование не слишком ограничено классикой, достаточно ли оно подготавливает к реальным условиям рынка?
Да, думаю, это основная проблема российского образования.
Научиться современным технологиям в российском ВУЗе сложно, их там не дают. Когда я училась, мы изучали оборудование 1964 года — это в 2003-2004 году. Ну кому оно сейчас надо? В институтах Вены великолепные базы с оборудованием, просто обзавидоваться!.. По сравнению с тем, как мы учились и работали — тут лафа. Но местные не очень-то это и ценят. Когда наши студенты, которые уже успели отучиться в России, Украине или Белоруссии, приезжают сюда и видят, какой здесь рай, они понимают, как им повезло, часто остаются после занятий, чтобы сделать и свои какие-то проекты, пошить, порисовать, еще что-то поделать. А местные практически от звонка до звонка и убегают, больше им неинтересно. И это не только мои наблюдения, но и знакомых преподавателей.
Насколько в Австрии популярны художественные ВУЗы, сложно ли в них поступить?
Ну, тут всё индивидуально. Дело в том, что художественное образование здесь считается самым дорогим из-за расходных материалов. А кем ты потом будешь работать — непонятно.
Образование платное?
Тут всё образование как бы бесплатное. Для иностранцев в семестр — 700 с чем-то евро, это дешево. Но материалы очень дорогие, холсты, краски — всё, что необходимо для рисования за свой счёт. Здесь обычно, если кто-то учится из местных, то это дети состоятельных родителей.
Значит, надо становиться графиком, чтобы только карандаш и бумага. :)
К сожалению, так не получится. Во время учебного процесса в австрийском ВУЗе делают разные проекты, пробуют себя во всём. Мне подруга из Академии прикладных искусств рассказывала, что они на графическом дизайне даже танцевальную композицию делали на презентацию. Т. е. охват здесь более широкий. Они пишут концепцию ко всему мероприятию, необязательно, чтобы только плакатик, визиточка и что-то в этом роде.
Мне кажется, в России при обучении уделяют основное внимание классическим предметам, к примеру, рисунку, а тут как с этим?
Тут тоже есть рисунок, натура, но никто на это особо не напирает, просто меньше часов. Ну и никто не дрессирует, как у нас.
А вы продолжаете обучение в Австрии?
Нет, у меня просто много знакомых, которые учатся здесь. Иногда я хожу как вольный слушатель.
Есть ли в Вене при ВУЗах какие-то курсы, которые не дают законченного образования бакалавра. Например, летние курсы?
Тут есть другая система Volkshochschule — это курсы по всяким специальностям. Но то, что касается изобразительного искусства — это сплошная профанация. Если идти, то имеет смысл только на конкретного преподавателя, чье творчество нравится. Вообще на английском языке не везде преподают, может, есть, но конкретно где — не знаю.
Насколько важен в Австрии диплом художественного ВУЗа при устройстве на работу?
Если человек работает иллюстратором, то диплом никого не интересует, главное, что человек умеет делать руками. У меня еще никто не спросил: «Какое у тебя образование?», «Какая степень?».
Если же у человека специальность, не связанная с изобразительным искусством, например, юрист, экономист, то высшее образование должно быть обязательно.
В Австрии вообще люди повернуты на титуле, у них даже в паспорте пишут: магистр или доктор, в зависимости от того, какое звание имеет человек. Удивилась, когда узнала, что в официальных письмах тоже надо писать этот титул. К этому долго не могла привыкнуть, мне казалось, что ну отучился ты и отучился, зачем об этом рассказывать?
Мой российский диплом мне зачли здесь как диплом бакалавра, хотя в России я — магистр. Дело в том, что они тут в школе учатся 12 лет, а мы – 10, и они из всего нашего образования эти два года вычитают, для них это как будто два года не доучился человек. Обидная, конечно, система получается. А если ты медик или юрист с российским образованием, то вообще ничего не засчитывают, как будто и без образования, если хотите — начинайте с начала.
Получается, что ремесленные профессии для иммигрантов это большой плюс, так как ты что-то умеешь делать руками. В отличие, от экономистов, юристов и т. д.
Да, это так. Тут, к примеру, строители хорошо оплачиваются, от 400 евро рабочий день (брутто). Простой рабочий может получать 38 евро в час.
Много поляков едет в Австрию по этим специальностям.
В Австрии всё, что касается услуг — очень дорогое. Зарплата в 2200 евро чистыми считается уже очень хорошей. Страховки дорогие. Если сравнивать Австрию и Германию, то в Австрии цены выше, потому что налоги больше. Художникам в этом плане проще, если в год не выходит больше 11000 евро чистой прибыли, то ты вообще ничего не платишь. Зарабатывать можно и больше, но если ты на эти деньги купил себе мастерскую, мебель в мастерскую, материалы и понес прочие расходы, связанные с профессиональной деятельностью, то вполне можно спокойно в эти 11 000 вписаться. Все налоговые дела лучше делать вместе с налоговым консультантом – сэкономит много денег, нервов и времени.
К чему в Австрии не можете привыкнуть?
До сих пор не могу привыкнуть к тому, что тут все медленные. Всё растягивается и делается очень медленно. Про чиновников уж и не говорю. Все размеренно работают, закладывают время на какие-нибудь непредвиденные обстоятельства.
Зато в этом же и плюс в работе, тут никому не надо «вчера». Ты должен сдать в срок, но этот срок — нормальный. На журнальную иллюстрацию дают минимум неделю. Над рекламой можно и месяц-другой поработать.
Как вы узнали о том, что существует ВНЖ для художника в Австрии?
Просто посмотрела на сайте австрийского правительства, там всё подробно расписано, кто, как и по каким программам может приехать, и какие документы для этого нужны.
Почему именно Австрия?
Мне тут очень нравится, уютно, красиво, спокойно. Даже не именно Австрия, а Вена.
Получается сначала было решение переехать, а уже потом изучение возможностей?
Сначала я приехала в Австрию как турист, мне тут так понравилось, что я подумала: почему бы не переехать? И уже после этого стала искать информацию о том, как это можно сделать.
Думала, сперва устроюсь на работу, но с работой у них тут труднее. Если фирме нужен рабочий или специалист, то они посылают запрос в организацию по подбору персонала. А эта организация в первую очередь подбирает сотрудников из граждан страны, и если только они не смогли подобрать сотрудника из местных, только тогда они могут отослать заявку на иностранного работника. Но опять же, если этой организации показалось, что данный специалист не соответствует той квалификации, которую заявляют, то фирма еще штраф за это дело заплатит. Поэтому с иностранными сотрудниками связываются крайне неохотно. Разве что очень хорошая квалификация. Здесь, к примеру, работает очень много наших программистов, ученых, особенно, всё, что касается химии и фармакологии.
Трудно ли художнику получить такой вид на жительство, есть ли квоты?
В этой сфере нет квоты: все, кто подают, если у них документы грамотно оформлены, то они это получают. А вот на остальных специалистов есть квоты, их тоже можно в интернете узнать.
В своём блоге вы писали, что для того, чтобы получить ВНЖ художника в Австрии, здесь надо провести какую-то выставку?
Желательно, они должны видеть, что ты реально тут собираешься чем-то заниматься, а не просто так вдруг в голову взбрело взять и переехать. Для них важно, чтобы на бумаге была достоверная легенда: каким образом ты хочешь сюда переехать. Чтобы этот образ был не случайный и как-то подтверждал, что у тебя действительно есть какие-то доходы, связанные с Австрией.
А если, к примеру, выставки проводились в других европейских странах?
Скорее всего, у них тогда возникнет вопрос: «Почему вы тогда собрались эмигрировать в Австрию?».
При рассмотрении дела художника им занимается пять человек. Это юрист, юрист по авторскому праву и еще минимум трое человек (вы с этими людьми лично никогда не встречаетесь). И у каждого, кто смотрит вашу папку, ваша история должна логично срастаться. Чем вы занимались, почему хотите переехать в Австрию, какие у вас заказчики были и так далее. Они смотрят вашу историю за полгода и еще на год вперед — чем вы собираетесь тут заниматься.
Их цель — привлечь в страну талантливых людей, или они просто рассматривают кандидатов у которых есть обоснование и необходимость жить в Австрии?
У них в штате нет художественных критиков для того, чтобы оценить — талантлив человек или нет. Они просто смотрят, чтобы всё было обосновано на бумаге.
И диплом при рассмотрении дела тоже важен?
Да, диплом очень важен. Они хотят видеть подтверждение твоего профильного художественного образования, а не то, что ты решил по легкому пути податься, нарисовать пару абстракций, вложить в папочку и сказать: «Я художник».
Проложение: Елена Долгова — иллюстратор в Австрии. Часть 2.
—
Похожие записи:
Поэт Сергей Плышевский о вручении Золотой медали Франца Кафки
«Легенды и истории старой Праги». Интервью с автором книги Галиной Пунтусовой
Всё началось с мечты
Умейте любить танец в себе, а не себя в танце. Интервью с Ланой.
Клуб русскоязычных мам в Чехии — МамаГуру
А из Вены в Прагу долго ехать?
Где-то 4 часа на автобусе.
Спасибо, интересный материал.
Насчёт юристов совершенно верно не засчитывают обучение и стаж, т.к. законодательство и правоприменение очень сильно отличаются, пусть даже есть и совместно ратифицированные конвенции (та же Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений). А вот почему такой же подход в отношении медиков — не понял. Наверное, потому что не медик :-)