Елена Долгова — иллюстратор в Австрии. Вторая часть. : Записки Николетты - Блог о Чехии

Елена Долгова — иллюстратор в Австрии. Вторая часть.

Елена Долгова - иллюстратор в Австрии

Елена Долгова — иллюстратор в Австрии. Часть 1.

Вернемся опять к выставкам. Если ли разница в посещаемости, интересе заказчиков и обычных людей на выставке в Москве и Вене?

Трудно сказать, я не сидела на своих выставках в течение всех дней их работы, не смотрела, кто и сколько ходит.
Единственное, может быть, в России на выставки заказчики ходят крайне редко, обычно, это коллеги, друзья, в общем, сострадающие. Там, где заказчики, где люди готовы заплатить деньги, это — уже другая категория. Туда не так просто попасть.

Выставки в Вене оплачивает сам художник?

Ну, если ты не супервеликий художник, которого любая галерея рада принять, то все расходы ложатся на художника. Это аренда помещения, 30% с продажи работ забирает галерея. Вся печать рекламных листовок или еще какая-то реклама тоже ложится на твои плечи.

Есть ли в этом коммерческий смысл?

Коммерческий – смотря, что и где. Если это вернисаж в каком-то мебельном бутике, где покупатель ходить смотреть себе картину под конкретную мебель из этого бутика, то да — смысл есть. Потому что владелец этого бутика позовет своих клиентов, которые у него покупают. А если это просто абстрактно в галереи, то может быть по-другому. Мне просто повезло, что у меня после выставки появились заказчики. Я ни на что особо не надеялась, у меня это была акция для прощупывания почвы.

В вашем случае это же — не продажа уже готовых работ, а поиск клиентов, новых заказчиков?

Совершенно верно, потому что готовую работу трудно продать, очень трудно. Выставка может быть только как твоя реклама, возможно, кто-то посмотрит на твои работы и скажет, что хочет вот это, только с перламутровыми пуговицами.


Елена Долгова - иллюстратор в Австрии

Есть ли какой-то определенный стиль в иллюстрации, который предпочитают заказчики? Что выбирают австрийские заказчики?

Такого не бывает, на каждый стиль найдется свой заказчик. Даже когда рекламное агентство ищет исполнителя, то это не обязательно будет тот, с кем они уже сотрудничали. Арт-директор каждый раз ищет художника, который смог бы лучше всего воплотить их идею, донести её.
Единственное, в России, к примеру, боятся экспериментировать, любят какие-то стандартные сюжеты, счастливых домохозяек, семьи с румяными, хорошими детьми. В Австрии же любят больше какую-то провокацию, социальные темы, остро политические. И чтобы это нарисовать, надо быть в курсе ситуации.

Как мне кажется в России гламурный вектор — это ходовой товар?

Да, ходовой товар для любого журнала. Но на журналах особо не заработаешь, на рекламе зарабатываешь намного больше, чем на журнале, в разы больше. Журналы обычно бедные, в Австрии в журналах тоже меньше платят. В США можно одной обложкой заработать 10 000 долларов, а то и больше. Смотря, что за журнал, какой у него тираж, у них есть свои определенные расценки, если они низкие, и они не могут найти художника, то они пойдут и на стоке скачают. А в рекламных компаниях есть концепция под определенного заказчика, они уже так поступить не могут. Они ищут конкретного художника, который воплотит эту идею, и они готовы ему платить за это.

Иностранный художник, в отличие, от местного ограничен в каких-то правах, в плане юридических тонкостей ведения бизнеса?

Только касаемо продления вида на жительство, местный художник не обязан отчитываться и показывать договора на будущий год. А так, в общем, всё то же самое.
Разве что официально заниматься дизайном я тут не имею права, потому что это уже идет как фриланс.
Этот вид на жительство (künstler) могут получить не только художники иллюстраторы, но и танцоры с музыкантами. Им также надо показывать свои договора. Единственное, под эту категорию не попадают писатели, они уже считаются фрилансерами.

Как вы могли бы охарактеризовать австрийских заказчиков?

Австрийские заказчики любят встречаться персонально. Любят много говорить на встрече, просто за чашкой чая или пивом. Наши же просто пришлют тебе задание, пару комментариев в процессе и ждут, когда ты все выполнишь.
Местные также приходят, чтобы принять работу и счет, который обязательно надо не забывать выписывать клиенту. Теоретически счет можно и по почте отправить, но специфика моих заказчиков в том, что они очень любят общаться. Я до сих пор с трудом к этому привыкаю.

Потом если у тебя есть постоянный агент, то сначала с ним встречаешься. Агент поговорит с тобой, узнает, кто ты такая или такой. Существуют регулярные встречи агентов и художников, где-нибудь в ресторане или на выставке.

У вас есть свой агент?

Да, у меня есть агент. С агентом проще, он ведет всю бухгалтерию и общение с клиентами, ты только счет-фактуру выставляешь. Он как менеджер со своим бухгалтером. У них всё прозрачно, ты знаешь, сколько заплатил заказчик, какой процент у агента.

Касаемо переделки заказа, есть ли какие-то различия в сравнении с российской практикой?

Тут все переделки оплачивают, потому что они рассчитывают стоимость по часам работы. В России платят же за одну конкретную картинку, и пока ты заказчику не нарисуешь понравившуюся картинку, ты можешь переделывать её миллион раз.

Можете назвать средние расценки за час работы иллюстратора?

Да, это около 25-30 евро в час, не меньше. Больше может быть, меньше нет. Всё в зависимости от имени художника.
И деньги не выбиваешь из заказчика, всем занимается агент. Лучше всегда работать через агента, сразу столько головной боли отпадает.

В итоге, стоимость одной картинки выше в Австрии или в России?

В Австрии, однозначно. Это я про иллюстрацию, говорю; если живопись, и ты расписываешь дом у олигарха, то там может и по-другому.

В России есть известный проект Freelance.ru, есть ли что-то подобное в Австрии?

Аналогичные биржи есть, но пока я не встречала такого места, где исполнители так массово себя не уважают . В России иллюстраторы в интернете часто демпингуют, в результате чего дискредитируют и себя, и профессию. В Вене вся хорошая, денежная работа распределяется через агентов, каждый агент живет за счет процентов от сделки, они, наоборот, стараются накрутить цену за иллюстрацию, а уж никак не снизить. Плюс в агенте еще в том, что заказчик не хочет рисковать, он не всегда может изучить художника, а агент уже всех знает: у кого запой, творческий кризис, депрессия или еще что-то.
Еще я встречала такую систему: заказчик вывешивает в интернете заказ, к примеру, на дизайн, исполнители делают, что попросили и вывешивают работу на этой же странице. Заказчик выбирает из предложенных один вариант и только его оплачивает. Обычно это для совсем начинающих свой профессиональный путь, уровень этих работ очень низкий, но для новичков это шанс набрать реальных работ для портфолио.

Насколько сложно попасть «на работу» в такое агентство?

Довольно сложно, для того, чтобы попасть к агенту, нужно уже иметь хорошее, состоявшееся портфолио. Где ты его будешь брать, коммерческое оно у тебя или нет — твои дела. Главное, чтобы агент видел, что ты можешь решать конкретную задачу. В исключительных случаях берут гениальную молодежь с сумасшедшими идеями в портфолио, но это только в исключительных случаях.
В основном, все хотят гарантий.
Практически как при приеме на работу, смотрят твоё портфолио, разговаривают с тобой, выясняют, что ты умеешь делать, насколько ты адекватен.
Тут на всю Вену всего один агент для иллюстраторов. Потому что всё, что производится — в основном, производится в Германии.

Кто-то из известных австрийских иллюстраторов вам уже знаком?

Нет, я тут не так давно, чтобы знать кого-то лично. Из самых мега-известных могу назвать Lisbeth Zwerger и Gerhard Haderer.

Сколько же всего иллюстраторов в агентствах?

По-разному, сколько конкретный агент в состоянии обслужить. Я редко где видела больше 30ти.


Елена Долгова - иллюстратор в Австрии

В плане определения количества часов — вы сразу говорите, сколько необходимо на работу?

Обычно это считает агент, но это не всегда то количество часов, которое надо на работу, это выходит из того, как агент знает клиента, его психологические особенности и финансовые возможности. Помимо рабочих часов отдельно оплачиваются авторские права.

Если ты продаешь авторское право на рекламу в журнале — это одно, если они потом хотят с этой иллюстрацией еще что-то сделать, то они тебе за это еще раз доплачивают. Права на работу остаются при тебе, так что ее можно еще раз продать.
В России ты всегда передаешь все права навсегда вместе с иллюстрацией, и что уже потом агент или клиент делает с ней — не твоего ума дело.

В случае, если твою изображение украли в Австрии, все суды ведет агент, и ты потом получаешь деньги за использование этой картинки. В Европе и в Америке это считается нормальной практикой.

Получается, чтобы получить этот ВНЖ — надо становиться частным предпринимателем?

Нет, это не совсем частное предпринимательство, у них это просто называется — künstler, художник, немного другое, нежели частный предприниматель. Отдельная категория людей. Тут к художникам немного как к ущербным в финансовом плане относятся, они денег мало зарабатывают, вечно проблемы у них, поэтому и спрос меньше.

Наверное, в Австрии не любят нанимать иллюстраторов на постоянную работу?

Нет, потому что все в Европе, да и в принципе в России, тоже предпочитают работать с иллюстраторами через иллюстраторские агентства. А сам иллюстратор — сам себе хозяин, нигде не устроен, как фрилансер.

Что касается договоров, которые необходимо показать для получения ВНЖ: можно ли их заключать, если приехал в Австрию по туристической визе?

Да, пожалуйста, подписывай. Никого это не волнует, это законно. Ты можешь где-то в России работать и подписать тут договор с иностранным гражданином. Ничего страшного.
Эти договора как основание на будущее, что если ты хочешь тут жить, то чем ты будешь заниматься. Показать, что у тебя есть деньги, чтобы прожить год, какие-то гарантии. Твои счета проверять не будут, ты просто сам как честный гражданин должен будешь собрать документы и заплатить налоги. Здесь выдают налоговый номер, и в конце года вы обязаны все доходы показать. Может быть, договор между двумя частными лицами, без какого-то номера.
Эти договора показывают специально для получения ВНЖ, поэтому потом по ним и надо отчитываться. Это в интересах художника, если есть планы на продление.

Как долго рассматривают документы на получение ВНЖ?

Полтора года мои документы рассматривали. В принципе, у них написано до полугода, и потом уже можно на апелляции подавать, но лучше не подавать, не нервировать. Лучше сидеть и тихонечко ждать, потому что тут каждые полгода пересматривают закон об эмиграции, добавляют новые пункты. И когда они что-то там добавляют, то твои документы возвращаются, и надо все по новому кругу, и надо что-то доносить. Но главное, они не сообщают, что чего-то не хватает, ты должен сам туда ходить и узнавать, штурмовать их. Лучше сделать какую-то доверенность на местного знакомого, чтобы он ходил и узнавал. Потому что ходить узнавать нужно в Австрии.
Когда ты подаешь первый раз пакет документов, то сдаешь это в Москве, а если доносить какие-то документы, то только в Австрии напрямую.

Когда я первый раз принесла свою папочку документов, здесь, в Австрии, они сказали, что можно подать только в Москве. Документы месяц полежат в Москве, потом тут, потом закон поменяется, кто-то болеет, кто-то в отпуске, никто никуда не торопится, и ходят твои документы по кругу. Менталитет у них такой, что они никогда никуда не торопятся, всё происходит очень медленно. Особенно, что касается бюрократии. Не им же это нужно, куда им торопиться?
Вообще говорят, что если документы долго рассматривают, то это хороший знак. Потому что если отказывают, то отказывают быстро.

Наверное, если подавать документы где-то не в Вене, то их могут быстрее рассмотреть?

У каждой земли свои правила, в Вене иностранцев много, поэтому тут и относятся более лояльно. А в других, более мелких городах могут быть и требования более строгими.
Это только первую подачу документов они долго рассматривают, потом уже, при продлении ВНЖ это делают не в главном магистрате, а по месту жительства, и там всё быстрее происходит.

Язык уже надо знать на стадии подачи документов?

Формально знать не нужно, но общаться с чиновниками, узнавать, на какой стадии твои документы, нужно ли что донести, заполнять всякие формы — все на немецком. Никто из чиновников в магистрате не говорит по-английски, на это даже рассчитывать не приходится.
Все обновления и выкладки в интернете — тоже на немецком. Т. е. официально ты не должен знать язык, но он нужен.
Если ты подался без языка, то должен писать бумажку, что за год его выучишь. Я приехала уже с языком, у меня был B2.

Вы учили язык в России?

Когда я ждала свои документы, я каждые три месяца ездила в Австрию и учила язык тут. В России тоже учила, но немножко. А сдавать экзамен по языку надо в Австрии.

Надо ли открывать в Австрии счет в банке при подаче документов на ВНЖ?

Счет открыть надо, но его вам никто не откроет по туристической визе.

И как же быть?

Строить глазки банковскому работнику, уговаривать, плакать, проявлять прочие чудеса фантазии и гипноза 8). Студентам то же самое, им тоже надо показывать деньги, на которые они тут живут. Наличие денег у художников не проверяют, а у студентов проверяют.

Студентам справка из российского банка не подходит?

Нет, только в австрийском полгода должны лежать деньги.

Какая-то нестыковка получается.

Вот так. Даже больше скажу: тут мне не дают пластиковую карту, потому что я не на зарплате. Никакую не дают, живу без пластиковой карты.

Насколько сложно снять квартиру иностранцу?

Владельцу главное — чтобы ты вовремя платил. Сама я с этим не сталкивалась. Платить надо даже если ты не живешь, так как ты должен быть зарегистрирован в квартире уже на момент подачи документов. Регистрируют в Австрии по квадратным метрам, если у человека однокомнатная квартира — он не может туда прописать еще кого-то. Лучше всего регистрироваться в квартире знакомых, чтобы не платить, пока ты не живешь, да и знакомым от этого ничего не будет — квартиру на основании такой регистрации забрать невозможно. Для подачи документов владелец квартиры пишет записку, что он — не против, чтобы ты у него проживал.
Есть у них еще одна особенность: при выезде со съемного жилья надо побелить стены. Причем даже если в квартире был дизайнерский интерьер.

Сколько в среднем обойдется аренда квартиры в Вене?

Смотря где. Тут есть дома старые государственные, построенные специально для служащих фабрик и заводов, они очень дешевые. Мы за двушку платим 250 евро в месяц. Это нормальная цена, но только для этих домов. Квартиры в таких домах хорошие, но жить в них могут только родственники тех, кто там работал. Т. е. этот договор аренды передается от родственника к родственнику. Это не твоя квартира, но ты можешь её очень дешево снимать.

А так комнату можно найти за 200 евро, однокомнатная квартира на окраине за 250, хорошие квартиры от 600 евро в месяц. Всё это без коммунальных услуг. Коммунальные услуги выходят у всех по-разному, но обычно это не менее 100 евро в месяц.

Во сколько художнику станет медицинская страховка в Австрии?

Я плачу 150 евро в месяц. Но это они смотрят по тому, сколько вы зарабатываете. У меня они смотрели по моим прошлым, российским доходам, по договорам из России.
В конце года приходит в страховую информация из налоговой о ваших доходах, на ее основании стоимость страховки пересчитывают. Если доказать налоговой, что вы не много зарабатываете, то страховка может стоить и 70 евро. Но это только для художников.

Художники и частные предприниматели платят медицинскую страховку плюс 20% от суммы оказанных медицинских услуг у врача.

Какие европейские города, кроме Вены, вам нравятся?

В Чехии нравится. Так чтобы жить — больше нигде, только туристом.

Австрия и Германия не похожи в плане жизни?

Нет, не похожи. Австрийцы не такие деловые, как немцы, они более расслабленные, немцев терпеть не могут (в теории и абстракции, лично причем с немцами дружить могут прекрасно).

В Германии тоже есть какая-то программа для художников?

Думаю, в любой европейской стране что-то такое есть. В Германии и Франции точно должно быть.

Спасибо Елене за интервью. С её работами можете ознакомиться на её сайте: www.albicocca.ru, а также почитать её блог: albicocca.livejournal.com.


Елена Долгова - иллюстратор в Австрии


Похожие записи:
Елена Долгова — иллюстратор в Австрии. Часть 1.
Умейте любить танец в себе, а не себя в танце. Интервью с Ланой.
«Легенды и истории старой Праги». Интервью с автором книги Галиной Пунтусовой
Поэт Сергей Плышевский о вручении Золотой медали Франца Кафки
Клуб русскоязычных мам в Чехии — МамаГуру

Комментарии в социальных сетях

3 Комментариев на «Елена Долгова — иллюстратор в Австрии. Вторая часть.»

Добавить комментарий

Имя: (обязательно)

Email: (обязательно) Например - а@a.com

Адрес сайта:

Ваш комментарий: (обязательно)