Всё началось с мечты
В детстве я, как и многие другие дети ходила на разные кружки, 3 года играла на фортепиано, ходила на кружок рисования, но больше всего времени я посвятила занятиям индийскими танцами. Получилось так, что моя одноклассница привела меня на занятия рисованием, где преподавателем была Беляева Светлана Викторовна. Мне там понравилась атмосфера, все кто ходили туда были примерно одного возраста, доброжелательные, веселые, а Светлана Викторовна всегда рассказывала нам что-то интересное, мы ходили в музеи, устраивали чаепития, участвовали в конкурсах рисунка в местном парке. Летом, когда у нас были школьные каникулы я с удовольствием бегала на занятия и проводила там дни напролет. Однажды, Светлана Викторовна пригласила на одно из чаепитий свою знакомую, которая станцевала для нас индийский танец. Это было моё первое знакомство с индийскими танцами, мне тогда было около 11-12-и лет.
На фото: Беляева Светлана Викторовна
Потом Светлана Викторовна объявила нам о наборе в студию индийского танца «Бхарат», которую она открыла. До сих пор помню наши первые занятия, где было всего 3 человека, через несколько месяцев мы стали учить танец, а весной состоялся наш дебют на большой сцене. Первое выступление не забудется никогда, танец назывался «Пламя».
Постепенно наш небольшой, но дружный коллектив стал расти. У Светланы Викторовны я прозанималась 10-11 лет. До сих пор я общаюсь со Светланой Викторовной, мне приятно, что коллектив, который появился у меня на глазах, в котором я занималась столько лет продолжает расти и развиваться. В прошлом году «Бхарат» отметил свой 15-летний юбилей.
Сегодня я предлагаю вам почитать интервью с Беляевой Светланой Викторовной руководителем студии индийского танца «Бхарат» в городе Ростове-на-Дону.
С чего началось ваше увлечение танцами?
Все началось с мечты, однажды, я посмотрела индийский фильм «Любовь выигрывает» в котором играла мега звезда Болливуда — Рекха. Её необыкновенно яркие, экзотические наряды и потрясающая пластика что-то всколыхнули в моей душе, и мне захотелось эту сказку воплотить в жизнь. Так я начала танцевать индийские танцы! Мечта обрела реальность в 1995 году. Работая в детском клубе, где вела Изостудию, так как по образованию художник, станцевала для коллег на новогодней вечеринке. Чем их весьма удивила, а на директора С.В.Ванину произвела особое впечатление, после чего она предложила организовать студию индийского танца в этом клубе. Так началась маленькая «индийская» жизнь под названием «Бхарат».
Что означает название коллектива «Бхарат»?
В то время мне нравилось «Все» индийское поэтому я выбрала для названия коллектива слово «Бхарата» что в переводе с санскрита означает «Индия»именно так в древности называли страну на полуострове Индостан.
На фото: студия индийского танца «Бхарат»
На тот момент кроме индийских фильмов у вас была какая-то информация о танцах?
Достаточно долгое время все что мне удавалось узнать об Индии, это были кинофильмы или редкие передачи на телевидении. Но и этого было достаточно чтобы мое увлечение крепло и развивалось, а затем задолго до появления студии «Бхарат» мне удалось попасть в клуб при городском дворце пионеров. При котором была группа энтузиастов танцующих танцы из индийского кино. Это было очень весело. Мы брали записи из понравившихся «киношек»и самозабвенно танцевали. Выступали во дворце,в парках,в школах. Потом наш коллективчик распался, уже и не помню почему. Но тем не менее из него и вышли все нынешние известные руководители ростовских индийских коллективов. Так какое-то время танцевала одна, а потом получив приглашение вести студию, организовала свой первый набор. Сначала и в»Бхарате»все танцевали только танцы из кинофильмов, но познакомившись на одном из мероприятий с индийским студентом и пообщавшись, я поняла что хочу больше знать о так сказать настоящем танце, то есть классике. Испытывая трудности с информацией о танцах и искусстве Индии, решила обратится в посольство Индии. И там мне помогли. При посольстве существует культурный центр, в котором работают специалисты из Индии. Танец в то время там преподавал танцор в стиле катхак, кстати, элементы именно из этого стиля чаще всего можно увидеть в кинофильмах. Так началось моё знакомство с классическим танцем в стиле кактхак.
Кто был вашим первым учителем катхака?
В 1997 году в посольском культурном центре преподавал катхак мистер Ашвани Нигам. Он был обаятельным, приветливым и энергичным человеком, поэтому мне оказалось легко найти с ним контакт несмотря на языковой барьер. Именно он был для меня первым учителем, и дал мне все основы.
Расскажите о катхаке, что это за стиль, чем он характерен?
Стиль кактхак, которым я занимаюсь профессионально с 2005 года, привлек мое внимание еще в далекие 80-е, но тогда было мало информации о нем. Его отличительной чертой является обилие вращений и красивые замысловатые техники степа. Появился этот удивительный стиль на северных равнинах Индии в результате слияния индуистских и персидско-иранских танцевальных техник, принесенных великими моголами примерно около 500 лет назад. Точной даты возникновения кактхака нет, но уже при дворе короля Акбара его исполняли профессиональные танцоры из семейных династий во всем многообразии и техническом великолепии. И сейчас этот стиль динамично развивается и дает безграничные возможности для творчества, именно поэтому он так быстро приобретает популярность за пределами Индии. В этом стиле различают три основных направления или школы (Гхараны). Названы они именами городов в которых развивались. Я практикую гхарану-Лакхнау. Её отличительная черта, мягкая, утонченная, чувственная пластика, более выразительные и эмоционально наполненные финальные позы. Техника Джайпур-гхараны очень энергичная и жесткая, основана на сильных и очень сложных ритмических рисунках. Третья гхарана-Бенарес мало известна за пределами Индии и представляет из себя некую смесь из двух основных школ.
Все ваши ученицы одеты в красивые и яркие костюмы, вы сами шьете и придумываете их?
Сейчас почти каждый имеет возможность приобрести костюм для танца из Индии, а тогда приходилось все шить самостоятельно. А для того чтобы придумать традиционный или стилизованный костюм мне необходимо было собирать любую информацию об индийской одежде, способах отделки, цветовых предпочтениях того или иного народа, учитывая так же религиозные особенности Индии. Все это очень кропотливый труд, а подобрать ткань для имитации «индийскости» это вообще был подвиг. Но именно тогда весь этот процесс был необычайно увлекателен. Теперь всё гораздо проще, иногда покупаем настоящие костюмы из Индии, но я предпочитаю «самошив», разве можно отказаться от творчества.
В России часто проводятся конкурсы классического и народного индийского танца? В каких конкурсах участвовали ваши ученицы?
Да, теперь различные конкурсы среди исполнителей индийского танца проводятся часто, несколько раз в году. Все эти мероприятия имеют разный статус и уровень участников зависит от него, одним из самых престижных является Международный Конкурс в Санкт-Петербурге. «Бхарат» принимал участие в этом конкурсе три раза подряд, и получил звания лауреата 1,2,3, степени. Ну а самым запомнившимся был конечно же первый Всеросийский конкурс который проходил в Казани при поддержке Министерства Культуры Республики Татарстан и Культурного Центра при Посольстве Индии в России в 2002 году, там мы получили звание дипломанта 2 степени исполняя народный танец, такое не забывается.
Сейчас я уже принимаю участие в конкурсах в основном как член жюри, это довольно-таки сложно, ведь необходимо быть объективной. Поэтому мне больше нравится обычные выступления, где можно в полной мере отдаться творчеству не ограничивая себя рамками конкурсных условий. Осенний концерт был в честь 15 летнего юбилея коллектива и назывался «Дорогами Индии или сон Алисы», и уже по названию понятно куда занесла Алису наша фантазия! Недавно мне пришлось поставить хореографический номер на музыку из к./ф » Танцор Диско» в конкурсной программе «Вы само совершенство», задумана она была в виде мюзикла «Синема, синема», где участники демонстрировали музыкальные номера из известных фильмов. Было очень интересно работать с людьми не имеющими никакой подготовки, помогать им вживаться в образ, волнуюсь и переживаю за них.
Студия индийского танца «Бхарат»
Что для вас самое главное в исполнении индийского танца?
В основе классического танца заложена система базовой техники, позволяющая танцорам двигаться особым способом, характерным для каждого стиля. Поэтому я всегда обращаю внимание на то как исполнитель выполняет эти самые базовые движения, и второй аспект это абхинайя или внешнее выражение чувств танцора, позволяющее получить максимум впечатления от действий артиста. Умение выполнять все это четко, элегантно и самозабвенно является для меня самым главным.
Какие исполнители индийского классического и народного танца вам нравятся?
Среди молодых исполнителей кактхака мне более всего импонируют Видхья и Абхиманья Лал. Этот дуэт брата и сестры обладает удивительно красивой пластичной техникой и сдержанной аристократичной абхинайя. Ну среди мэтров это конечно же известный Бирджу Махарадж и Дурга Лал, об этих мастерах сказать, что они потрясающие это ничего не сказать, их надо смотреть и наслаждаться!
Какие танцевальные направления, кроме индийских танцев, вас привлекают?
Помимо индийских мне еще нравятся ирландские танцы, Майкл Флетли самый яркий исполнитель этого направления, а так же фламенко. Кстати, кактхак имеет очень большое сходство с ним. Сейчас звезды кактхака и фламенко устраивают шуточные соревнования-шоу между своими направлениями и это очень нравиться зрителю! Есть еще так называемое фьюжен направление, в котором смешивают особым образом эти виды танца, одним словом, всё равно мне нравиться только катхак или то что на него похоже. И за эти годы любовь эта и интерес только крепнут так как в этом стиле заложены много уровней и проходя первый открываешь для себя следующий, и конца пока я не вижу.
Вы давно занимаетесь индийскими танцами, что из культуры Индии кроме танцев вас привлекает? Вы бы хотели поехать в путешествие по Индии?
Индийскими танцами занимаюсь более 15 лет, так же интересуюсь древней историей, философией и йогой. И немного кино на досуге!!!! Поехать просто в путешествие в Индию не хочу, может на фестиваль или на праздник, очень может быть, одним словом нужен повод.
Кто чаще всего приходит к вам на занятия, в каком возрасте? С кем вам проще работать, преподавать?
На занятия к нам приходят все кому интересна индийская культура, а также любители кинофильмов. Возраст разный, детей приводят мамы как раз любительницы кино, порой и сами танцуют. Начиная с 6 лет уже вполне можно начинать занятия, а дальше все зависит от желания и прилежания, научится танцевать можно в любом возрасте. Техника кактхака это позволяет, поэтому чем больше желание тем интересней мне работать с человеком. Но самый мой любимый контингент это дети. Они потрясающие существа, никогда не позволят расслабляться и всегда открыты к новым свершениям, а это огромный стимул к творческим достижениям. Поэтому мы занимаемся не менее трех раз в недель по два часа, и кроме хорошего настроения и ровного танцпола нам ничего не требуется.
На фото: Зуева Катерина и Лыкина Яна
Можете рассказать о каких-то смешных или необычных случаях на выступлениях?
Выступлений было конечно много за эти годы, всякое бывает, то забыл кто-нибудь что-нибудь и приходится из подручных средств соображать как ему помочь, или организаторы срочно что-то изменили и приходится менять разводку в танце перед выходом, есть и трагичный случай, танцевали на старой, разбитой сцене и почти каждая загнала себе занозу (танцуем босиком на любых покрытиях). А самый забавный и странный случай был у нас в 1998 году, танцевали в филармонии перед делегацией из посольства, присутствовали также из Министерства культуры нашей области. Первый номер станцевали и по быстрому побежали переодеваться на второй, гримерка далеко, волнуемся, боимся не успеть. Концерт сборный, не знаем точно сколько времени длятся номера участников из других городов. И вот переодевшись, прибегаем за кулисы, все нормально успели, еще один номер в запасе, обрадовавшись расслабились, стоим фантазируем что-бы было если бы мы опоздали. Тут нам говорят, идите на сцену — ваш номер, нет говорим, мы после этого номера, и тут до нас дошло, этот номер и есть наш. От волнения свою фонограмму не узнали даже, и посчитали наш любимый «Баджубан» за чужой номер, и выход был конечно очень оригинальный — бегом, каждый на свое место. Но зрители не успели понять в чем дело так как все быстро настроились и станцевали еще азартней и веселей чем планировали, так как весь номер смеялись над своей ошибкой, но после этого не опаздывали уже никогда.
Какие планы у вас на будущее?
Планов конечно много, подготовка и участие в различных конкурсах, проведение мастер-класса, создание нового танцевального проекта, но как говорится, если хочешь рассмешить бога расскажи ему свои планы, поэтому больше о планах не хочу говорить, вот свершится тогда и обсудим!
Что вы посоветуете тем, кто только планирует заниматься индийским танцем?
Тем кто планирует начать заниматься индийскими танцами, я могу посоветовать только одно — терпение, изучать катхак очень интересно, но результата придется немного подождать. Так уж устроена эта система, постановка базовой техники требует некоторого времени, но зато потом результат превзойдет все ваши ожидания, к изящной, чувственной пластике добавится богатое эмоциональное содержание и вы неотразимы.
Хочу пожелать Светлане Викторовне и студии индийского танца «Бхарат» творческих успехов и много интересных постановок.
Студия индийского танца «Бхарат»
—
Похожие темы:
Tartan Dreams — шотландские танцы
Умейте любить танец в себе, а не себя в танце. Интервью с Ланой
Обучение Strip Dance, Sexy R’n’B и GoGo в Праге
Куда я только в детстве не ходил.
Хорошее интервью….я сразу стала вспоминать как я попала в группу к Светлане Беляевой)))) надеюсь все ее мечты и планы реализуются)
Да, Марина, я тоже помню как ты пришла :)
Фоточки понравились, костюмы все такие яркие-разные! )
Индийские танцы в сочетании с национальными песнями и красивыми костюмами — эффектное и красочное зрелище :)
Хорошо, когда есть такие творческие натуры ,как Светлана Беляева, которые могут создавать прекрасное! Индийские танцы с их пластикой и «языком» жестов , по -моему, не могут никого оставить равнодушным! А в сочетании с яркими костюмами танец превращается в великолепное зрелище. Спасибо за интервью.
Спасибо! Прочитал, получил удовольствие. Теперь пойду поищу в сети историю индийских танцев!
Хорошо, когда на пути попадаются люди, которые помогают,
т.е. «…чтоб наши желания совпадали с нашими возможностями» (с)
Молодцы девочки! Сами сделали себе праздник и отдушину в этом полном забот мире.
Молодец, подруга! Смогла!
я с моей подругой сильвой тоже занимаемся индейскими танцами. первый наш танец на сцене был в школе. это было не давно. в ноябре этоо года
мы станцывали отлично как нам все сказали все кричали и опладировали. Мы решили не заканчивать тренировки и продолжать заниматся индийскимим танцами. Ведь это так красиво и интересно. каждое движение что-то значит. Я узнала что Индия красивийшая страна на земле. Я хотела спросить стоит ли нам продолжать заниматся танцами и ездить на конкурсы???????????????? Мне сейчас 11 лет , а Сильве 14.
Кристина, не вижу причин чтобы оставлять танцы. Если вам это нравится и у вас это отлично получается, то продолжайте занятия, танцуйте в своё удовольствие и на радость окружающим.
А какой стиль индийского танца вы изучаете и из какого вы города?